Дорога в Турцию на автомобиле через Грузию. 

Информация от первого лица - октябрь 2019 года. 


Общая информация:

  • Автомобиль: Audi A6, мотор 2 литра, вариатор (информация для понимания примерного расхода топлива).
  • Состав: Я, жена, два ребенка (4 и 2 года), собака (английский спаниель).
  • Дата выезда: 3 октября 2019 года.
  • Планируемая дата возврата: декабрь 2019 года.
  • Дней в пути: 5.
  • Часов в пути: примерно 60.
  • Протяженность: 3700 км.
  • Ощущения от поездки: легко и просто, непередаваемая красота, отсутствие препятствий с чьей-либо стороны.


Концепция поездки:

  • Едем не более 110 км/ч – экономим топливо и жизнь.
  • Каждую ночь спим в отелях или квартирах.


Расходы на топливо в одну сторону:

  • Топливо по РФ (Цена ~ 45 руб/литр): 10000 руб.
  • Топливо по Грузии (Цена ~ 63 руб/литр): 2550 руб.
  • Топливо по Турции (Цена ~ 83 руб/литр): 6150 руб.
  • Итого: 18700 руб.


Прочие расходы:

  • Ночлеги: 8000 рублей (4 ночлега) - если заранее бронировать, можно сэкономить около 25%, мы не бронировали заранее ни чего.
  • ОСАГО в Грузии: 1000 рублей на 15 дней - можно сэкономить 25%, подробнее ниже.
  • ОСАГО в Турции: 3200 рублей на 3 месяца (на срок меньше нельзя) - про грин карт ниже.
  • Расходы на магазины и кафе не считаю, у каждого разные аппетиты.

Итого расходы: топливо + страховки + ночлеги = 30 900 рублей.


Документы в дорогу

  • Заграничные паспорта – пригодились.
  • Внутренние паспорта – пригодились на КПП Северной Осетии.
  • Водительские удостоверения – пригодились.
  • Медицинский страховой полис РФ – не пригодились.
  • Медицинский страховой полис мировой – надеюсь не пригодится.
  • Свидетельства о рождении детей – не пригодились.
  • Свидетельство о браке – не пригодилось.
  • СРТС на авто - пригодилось.
  • ПТС на авто – не пригодилось.
  • Документы на собаку – пригодились.


Пересечение границы Россия – Грузия – Турция С СОБАКОЙ

Мы ехали с собакой, пишу подробно, что для этого нужно. Если Вы едете без животного, то прокрутите вниз этот абзац. Для кошки думаю процедура такая же, только прививки отличаются.

  1. Получение ветеринарного паспорта.
  2. Чипирование собаки по международному стандарту с занесением этого в ветеринарный паспорт.
  3. Прививка от бешенства, сделанная не ранее чем за 30 дней. Если Вы собрались в дорогу 1 октября, то прививка должна быть сделана не позже, чем 1 сентября, но учитывайте, что справки тоже занимают время (примерно 3-4 дня). Вот наша первая проблема. Об этом узнали за пару недель до выезда, поэтому пришлось покупать в левую прививки, даже сами привки не делали, просто привезли нам паспорт, с отметками о прививках (и внесением в базу данных). Стоило это 5600 руб. Конечно гораздо лучше просто сделать сами прививки заранее.
  4. Далее нужно получить «ветеринарное свидетельство по форме №1» в государственной ветеринарной клинике. Действует оно всего 5 дней. Для получения нужно: привести собаку, паспорт владельца, ветеринарный паспорт собаки с отметками о прививках (от бешенства и основных болезней собак) и дегельметизации. Ветеринар осмотрит собаку и документы, на основании этого выдаст Вам свидетельство по форме №1.
  5. С этим свидетельством нужно получить сертификат по форме 5А. Получить его нужно в управлении РосВетНадзора, в Нижнем Новгороде мы его получали в аэропорту Стригино, я думаю, что и в других городах это должно быть в месте, где есть пересечение границы, например аэропорт. Было желание сделать эту справку на пересечении границы с Грузией, там тоже есть ветнадзор, хорошо, что решили этого не делать, т.к. справка делалась два дня. Да и сделали ли бы ее нам там, большой вопрос.
Итого у Вас должно быть три документа: ветеринарный паспорт, ветеринарное свидетельство по форме №1, сертификат по форме 5А.


Далее прохождение границ для собаки

  • Выезд из России – не интересовали документы ни кого.
  • Въезд в Грузию – особо не интересовали, глянули и отдали.
  • Выезд из Грузии – не интересовали.
  • Въезд в Турцию – очень внимательно смотрели вет.паспорт на предмет прививок, справки по обеим формам их не интересовали вообще.

Ни в какие отдельные окна не ходили, все там же где и наши паспорта смотрели.

Возврат обратно мы не осуществили еще, поэтому дополню этот раздел позже.


Резюме: пройти с собакой границу очень просто, главное имейте полный комплект документов.


Зимняя резина

Мы едем в начале октября на два месяца, т.е. возврат будет уже в зиму, с собой колеса везти не вариант, поэтому переобуваюсь здесь. Но на шипах в Турцию не пустят, вариант либо идти покупать липучку, но по ее составу на жаре за 10000 км я приехал бы наверно на лысой. Поэтому беру свою шиповку и расшиповываю ее в шиномонтаже – цена вопроса 800 руб.


Далее в путь

Маршрут начинается из Нижнего Новгорода, но это для Вас не имеет значения, т.к. примерно в Минеральных Водах все пути перейдут в один, поэтому не важно откуда Вы едете, хоть из Москвы, хоть из Санкт-Петербурга, хоть в Самары – не важно. По России ни каких особенностей в передвижении нет.


Мой маршрут по РФ: Нижний Новгород, Саранск, Пенза, Саратов, Камышин, Волгоград, Элиста (Калмыкия), Благодарный, Александровское, Минеральные Воды, Кабардино-Балкария (проезд мимо Нальчика), Владикавказ (Северная Осетия), Верхний-Ларс (здесь граница с Грузией).

Почему выделил Благодарный, Александровское? Навигатор может повести Вас через Арзгир, Буденовск, Георгиевск, там ехать крайне не рекомендуется, т.к. там много блокпостов, где сильный досмотр авто и не редко вымогательство денег со стороны сотрудников полиции. Поэтому лучше их обойти через Благодарный, расстояние одинаковое.


Если Вы выезжаете из Москвы и городов, которые левее Москвы по карте и наверно даже из таких городов как Санкт-Петербург, Ярославль, Вологда, Петрозаводск, Архангельск – тоже лучше ехать через Москву.

В этом случае более актуален маршрут: Москва, Ростов-на-Дону, Тихорецк, Армавир, Невинномыск, Минеральные Воды и далее по моему маршруту.


Либо второй вариант: Москва, Ступино, Михайлов, Тамбов, Борисоглебск, Волгоград и далее по моему маршруту.

Тут лучше посмотреть по навигатору какой путь короче и быстрее. Практически из любого города маршрут будет проходить либо через Ростов либо через Волгоград. Выбирайте куда удобнее Вам.


Маршрут по Грузии: Степанцминда, Тбилиси (не заезжая огибаем), Хашури, Кутаиси, Батуми, Сарпи (здесь граница с Турцией).

Почему выделил Хашури? В этом городе развилка и навигатор может повести Вас через Боржоми, по слухам там есть участок около 40 км грунтовой дороги (слухи не точные), поэтому я изначально отмел этот путь, выбрал через Кутаиси.


Маршрут по Турции: Трабзон, Самсун, Чорум, Анкара (обходим стороной по объездной), Конья, Алания.

Навигатор может Вас отвести от черноморского побережья чуть раньше, чем в Самсуне и повести по центру Турции, я ехал через Самсун, выбирал на основе того, что по побережью ехать приятнее. Больше сказать ни чего не могу. Дорогая не расстроила, но подробно все ниже.


Дорогу по РФ описывать смысла не вижу, обычное стандартное пересечение между областями и республиками.

Кроме:

1. В Калмыкии, если будете проезжать днем, то советую зайти в их буддийский храм, это очень красивое и интересное место, вход бесплатный. Врядли кто-то из Вас когда-то поедет просто так в Калмыкию, поэтому ели довелось проехать мимо, обязательно зайдите. Открыт он до 20.00, если не ошибаюсь.


2. При въезде в Северную Осетию есть блок пост, где останавливают абсолютно всех, смотрят багажник (без досмотра личных вещей, если не вызываете подозрения), далее водитель берет паспорта всех пассажиров, свои водительские права и документы на авто, заходит в будку, где сотрудник полиции забивает в комп въехавших в республику (всем идти не нужно, достаточно взять паспорта водителю).


3. Есть небольшая проблема с АЗС, я привык заправляться только на Газпроме, его реально мало, есть их заправки Волгограде, Мин.водах, Владикавказе, поэтому если видите ГазПром, то советую всегда на них заправляться до полного, пусть хоть 10 литов влезет, все равно долейте. Особенно в Волгограде, потому что когда выедете из него, почти сразу начнется калмыкская степь до Ставропольского край. В общем нужно чтобы бензина хватило с Волгограда до Мин. Вод.


На протяжении всего маршрута по России, не попалось ни одной крупной ямы, ни разу не останавливали ДПС (кроме въезда в Северную Осетию), ни каких происшествий, все очень спокойно. Плохие участки дороги – чуть-чуть в Калмыкии после Элисты.


Пересечение границы Россия-Грузия в Верхнем-Ларсе.

По информации из интернета прочел, что работает круглосуточно. Знакомые говорили, что работает с 6.00 до 21.00, поэтому я не стал рисковать, построил маршрут на пересечение границы днем. Но также может быть и закрыта, если на стороне Грузии идут сильные дожди и есть вероятность, что прошла сель. Такое бывает. Есть телефон дежурной службы +7(8672)25-27-53 - при желании можно позвонить заранее, уточнить ситуацию на границе.


После Владикавказа едем по военно-грузинской дороге (пугающее только название, а так красота неописуемая).


Подъезжая к границе я увидел вывески грузинского ОСАГО. Страховаться там не стал, подумал будет дешевле сделать это уже на Грузинской стороне. Сколько стоила она там к сожалению не узнал. Попробую узнать на обратном пути, но это будет в декабре.


Далее двигаемся к границе. Подъехав я встал в пробку за грузовиками, но слева стояли ребята в военной форме, я спросил это очередь на границу? Они сказали, это для грузовиков, а мне нужно по встречке их обогнать и встать в очередь за легковыми, я так и сделал.


На границе смотрел где стоят легковые, туда и парковался, встал в окно для проезда легкового транспорта таможенного союза.


Когда подошла наша очередь, сначала водитель с паспортом и документами на авто подходит к окошку, далее совершенно стандартная процедура прохождения любой границы, после того как прошел водитель, идут пассажиры. После прохождения ими процедуры, досматривают авто, открываешь все двери, багажник, бардачок. Мы были упакованы под завязку, сотрудник попросил вытащить 3-4 сумки и все. Мы ехали с детьми, он сказал, что Вас смотреть, все понятно вы семьей, поэтому чисто формальность. После этого все сели в авто и поехали, через метров 200 еще мини КПП, там другой сотрудник проверит паспорта и выпустит. На все это ушло около 30 минут (но месяц октябрь не туристический, поэтому машин не много).


Далее несколько км (может 1-2) двигаемся в нейтральной зоне до грузинской стороны.

Здесь все по-другому. Здесь в авто остается только водитель (можно с ребенком), а пассажиры проходят таможню пешком через пешеходный пост. На въезде стоит человек в гражданском и говорит что делать (на русском языке).


К сожалению грузинская граница была медленнее, тут у нас ушло около 2 часов, народу много, а пропускает людей (пешеходов), только два окна, и то одно не работало. Автомобиль тоже проходит также медленно.


Процедура в пешеходном: выходите с авто и идете в сторону поста, заходите в помещение и там все стандартно.


НО!!!!!! Здесь есть сразу обмен валюты, я советую как минимум на страховку (по страховке чуть ниже) взять здесь, т.к. курс будет более выгоден. Я сделал ошибку и не поменял, даже не спросил курс (только потом от людей узнал, что там выгоднее).


Обмен валют есть как на входе, так и на выходе из этого помещения (если Вы пересекли только на авто, то можете зайти в него с обратной стороны, увидите, где стоит много людей, это выход с пешеходного перехода границы).


Интересный момент!!!

Передо мной был парень в камуфляжной одежде, но не военной, а что-то типо охотничьего костюма, его в ней не пустили, т.к. ношение камуфляжа видимо в Грузии дело не законное, ни как у нас, поэтому если у Вас одежда схожа с формой военного, сразу ее убирайте далеко на всей территории Грузии.

У парня забрали паспорт, отправили в авто, он переоделся и вернулся за паспортом обратно.


В общем деньги я не поменял и выдвинулся в дорогу. Мне нужна была страховка, на самой границе ее нет, Вы двигаетесь в сторону Степанцминды, и через 1-2 км увидите площадку и вывеску страхование, заезжаете сюда, здесь есть и обменник. Но курс не выгодный.


Страховка грузинского ОСАГО стоит 30 лари. Это по курсу на тот день было 660 руб. (1 лари = 23 руб). Но в этом обменнике курс за 30 лари – 1000 рублей. Т.е. 33 рубля за 1 лари. Картами не принимают, евро тоже, доллары тоже. Поэтому однозначно менять приходится. Итог: страховка на 15 дней вышла 1000 рублей.


Взяли страховку, на все 10 минут. Страховка просто распечатанный на принтере полис, без печатей, на обычно листе.

Важно: Страхование Green Cart в Грузии не действует!!!


Едем далее. Въезжаем В Степанцминду. Здесь на центральной площади тоже есть обменник, курс 40 лари за 1000 руб. Т.е. 1 лари = 25 руб. Это уже нормально.


Также тут сразу кафешки и отели. Мы зашли в центральную (называется вроде ресторан степанцминда), выбирали где побольше народу, типо больше народу, значит лучше.


Но не тут то было. Картами не принимают. Заказали суп, картошку фри, шашлык с баранины, форель на гриле, хинкали), Принесли все кроме хинкали (забыли про них), заплатили 60 лари (1500 руб.) и все было ужасным гов..ом в маленьких порциях. Я даже расстроился, не понял почему говорят, что в Грузии все дешево и вкусно. В общем расстроенные едем далее.


Начинается перевал...

Нам не повезло в том, что шел сильный дождь и даже град временами и уже было около 20.00 - это темень полная. Дорога в две полосы (одна вниз, вторая вверх), разделителя нет, отбойники по бокам есть, но не внушают доверия, обгон везде запрещен (и правильно), скорость разрешенная 30-50 км/ч и в принципе ее нужно соблюдать, точнее иначе там не получиться.


Но в целом сильно дискомфорта не вызвал он, не спеша ехали вереницей за фурами и проехали его наверно часа за 2. Перевал не простой, но и не сверх сложный. Не гоняйте на нем и спокойно без проблем его пересечете.


Далее после перевала идет около 80 км хорошей трассы, в две полосы в одну сторону, с разделителем.


А вот после нее по сути дорога уже будет пролегать по городам и селам с небольшими перевалами, где скорость движения будет в пределах 80 км/ч.


В общем грузинская дорогая почти вся будет узкая, без разделителя и не быстрая.


В Батуми мы перекусили, вот здесь уже был хороший ресторан, где и картами принимали и вид хороший и мебель нормальная, заказали себе по одному-два блюду (4 персоны), и нам завалили весь стол, что даже все не съели. Забрали с собой в дорогу. И за все было заплачено 1200 рублей (большая хачапури, пельмени, салат, рис, картофель фри, чай, вода, куриный стейк с гарниром, суп харчо) – в общем вот здесь сразу стало понятно, что в Грузии дешево и вкусно. Но оставаться в Батуми мы не стали, т.к. въехали в нее днем и мы выдвинулись на границу.


В целом ощущения от проезда по Грузии:

  • Полно полиции, но не тормозят.
  • Едем медленно.
  • Наслаждаемся природой.
  • Города и села довольно зашарпанные (в Тбилиси не были, не знаем как там).
  • Отношение к русским – обычное, в попу не целуют, на х.й не посылают.


Прохождение границы Грузия-Турция в Сарпи.

Подъезжаем в границе, сразу нас встречает опять русско-говорящий грузин в гражданке с бейджиком, спрашивает есть ли у нас турецкая ОСАГО, мы говорим нет, он нас отправляет в окно для страховки. Помогает припарковаться, активно разговаривает на русском, любезный.


Потом я понял, что это не сотрудник пограничной службы, а просто страховщик. Но не суть.


Предлагают нам страховку на три месяца (меньше не бывает), за 45 Евро, возьмут в любой валюте (рубли, евро, доллары, лари, лиры), но в евро предложили 45 евро (по курсу на тот день 3150 руб), а в рублях 4200. Вывод, берите с собой евро)))


Делаем полис, он уже на фирменном бланке, с печатями. Потом читаю полис. Страховой сбор 190 лир, это примерно 2300 руб. Т.е. 900 рублей почти это их брокерский процент.


Но там перед въездом другого варианта и не было. А потом уже увидели после прохождения грузинской границы еще страховой пункт, но уже в него не пошли, может быть там цены были бы дешевле. Но как я думаю, что рублец приклеят везде, даже в РФ сейчас замучаешься искать где застраховать без агентских сборов. Поэтому 3200 думаю отличный вариант.


НО!!! Если Вы едете на пару недель, Вы можете сделать страховку Green Cart, она будет в пределах 2500 руб. Но на больший срок не выгодно, например на 2 месяца она мне выходила 12000 рублей. Просчитывайте как будет выгодно именно Вам. Главное – на границе за грубо говоря 3000 рублей застрахуетесь на 3 месяца без проблем.


Далее прохождение также: машины отдельно, пешеходы отдельно.

Но только здесь уже нет такого промежутка между границами как с Россией, все по сути в одном большой блок-посте. Вышли (выехали), с грузинской стороны, сразу заезжаем (заходим) в турецкую. А в авто пассажиры садятся уже после прохождения Турецкой. Кстати здание турецкой границы намного длиннее чем грузинской. Идти в разы больше.


Пешеходное пересечение: все совсем стандартно, паспорт – печать – идешь далее.

На авто: тут конечно более хлопотно. Подъезжаем к грузинам, по сути все стандартно, проверили доки, слегка авто и едем к Туркам.


Тут уже более серьезный досмотр в 2 местах. Документы и авто снизу, потом заезжаем в ангар, где смотрят совсем все, в багажнике, в салоне, повытаскивали половину сумок из багажа, и потом на выезд. Но на самом деле все стандартно, ни каких проблем не было.


И все выезжаем на черноморское побережье Турции и тут начинается рай.

Идеальные дороги, две полосы в каждую сторону, с разделителем, все чисто, красиво и аккуратно.

Ограничение 110 км/ч, по моей концепции идеально, но турки летают быстрее.

Полиция (у их Trafiс Police) есть езде, с радарами не стоят, но когда ехали ночью были облавы раза 3-4 на дороге в городах. 2 раза тормозили нас.

1. Увидели российские номера, мы даже не открыли окно, сразу нам помахали, чтобы мы ехали дальше.

2. Внимательно заглянул в салон, ни чего не спросил сразу отпустил.


У нас план был доехать до города Самун на черноморском побережье, это последний город по черноморскому маршруту, далее сворачиваем в центр Турции.


Мы доехали до него, это совсем турецкий город без каких-либо примесей, как Аланья или Анталья. Но очень интересный. В нем переночевали в отеле, бронировала подруга из России через букинг, потому что в Турции он не работает. Стоил он 45 евро. Дорого, отель особо ни-какой. Но вариантов не было.


Важный момент. Когда бронировала подруга, в букинге указала нашу карту, как это и полагается все реквизиты (номер, дата, владелец, cvc код), для оплаты брони, а букинг ГАД передал все подчистую эти реквизиты в отель, чтобы они списали оплату через свой терминал используя данные реквизиты. Со стороны букинга это конечно из ряда вон выходящее.


Как у нас получилось. На карте случайно не оказалось денег. А так как интернета у нас не было, мы не смогли ее оперативно пополнить. Отель попытался списать сумму, у него не получилось, но бронь за нами все равно осталась, поэтому мы приехали и оплатили налом.


Что я извлек из этой ситуации. Когда бронируете через букинг, не отправляйте верный CVC, отправьте номер карты, имя, дату, а CVC просто напишите другой. Получиться бронь у Вас пройдет, а оплата нет и не засветите реквизиты карты. А оплатите уже наликом на месте или картой через терминал.


Завершающий день в пути

Просыпаемся в Самсуне и двигаем уже на Аланию. Маршрут около 850 км. На пути перевел через горы. Если были когда-либо в Алании, то видели позади горный хребет, вот его и нужно пересечь, длинна перевала чуть ли не под 100 км.


НО!!! это не сравнить с грузинским перевалом, просто идеал, ни какого дискомфорта, если есть сложные участки, то турки их обозначили, например: есть обрыв на повороте, так он полностью освещен, т.е. светиться обрыв изнутри, прям гора светиться. Часто есть расширения для обгона фур, часто полосы разделены, трасса проходит не прям по обрыву, а чуть отдалена от него. В общем сказка.


Его мы пересекали ночью, и очень легко, но перепад высот большой, на ушах и давлении отражается заметно. Главное – не гоняйте!!! Хоть и дорога позволяет. Ну и все, спускаемся с перевала и сразу упираемся в средиземное море, Аланья налево, Анталья направо.


Резюмируем

Дорога не вызвала ни каких трудностей, если Вы не топите и спите по ночам, то дорога не только не вызовет сложностей, но и будет увлекательным путешествием через три страны. Единственный минус, если у Вас отпуск две-три недели, то конечно Вам это не подходит, т.к. дорога займет как минимум неделю в обе стороны.

 



Создание сайта adstart.ru